Об авторе
Балаев Андрей, окончил ЧелГУ (2003), физико-математическое направление, в коммерческих структурах с 2004 г. (В2С, В2G, B2B), c мая 2013 г. CEO Прима Виста.
сайт: primavista.ru;
тел.: +7 902 611 611 5.
Компания Прима Виста провела анализ более 800 российских тендеров на переводческие услуги общим объемом 1,7 млрд рублей. Это срез примерно 30-40% государственных и окологосударственных тендеров за 2019-2020 годы. Вот что показал анализ собранной статистики.
- в 2020 году объем снизился только на 8%
- средние цены выросли на 2%
- После того как в новой версии 223 ФЗ заказчикам разрешили не публиковать имена победителей, оборот по «запросам котировок» и «открытым конкурсам» упал, а закупки у единственного поставщика и электронные аукционы, наоборот, выросли в объеме.
Метод
Тендеры привлекают предпринимателей как способ подключить нового крупного клиента, и с другой стороны — как возможность следить за рынком и ценами на услуги. Тема актуальная, и по предложению Translationrating.ru, мы решили опубликовать свежую статистику.
В поиске тендеров «Прима Виста» опирается на собственный отдел тендеров, а не внешних поставщиков. Представленные данные основаны исключительно на статистике, наработанной сотрудниками компании «Прима Виста». Мы не претендуем на полноту информации — очевидно, что часть торгов прошла мимо нашего внимания.
Объем
Вид закупки | 2019 | 2020 | ||
---|---|---|---|---|
кол-во | млн руб. | кол-во | млн руб. | |
Государственные закупки | 173 | 258,5 | 138 | 296,1 |
Коммерческие закупки | 206 | 541,0 | 137 | 415,6 |
Закупки у единственного поставщика | 139 | 105,0 | 36 | 123,2 |
Итого | 518 | 904,5 | 311 | 834,9 |
Видно, что, несмотря на пандемию, которая практически остановила некоторые сферы бизнеса, переводы потеряли только -8% в объеме.
Цены
Средние цены на самые распространенные языки даже в государственном секторе повысились по некоторым позициям в госзакупках (44 ФЗ), по окологосударственным динамика конечных цен была разнонаправленной.
Наименование | Год | Электронные аукционы / мелкие закупки | Запросы котировок | Запросы предложений | Открытые конкурсы | Единственный поставщик | ИТОГО | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
кол-во | млн руб. | кол-во | млн руб. | кол-во | млн руб. | кол-во | млн руб. | кол-во | млн руб. | кол-во | млн руб. | ||
Государственные закупки (44-ФЗ) | 2019 | 137 | 213.5 | 21 | 8 | – | – | 14 | 37 | 19 | 7 | 192 | 265.5 |
2020 | 115 | 252.9 | 14 | 3.7 | – | – | 9 | 39.5 | 14 | 9.2 | 152 | 305.3 | |
Коммерческие закупки (223-ФЗ+ коммерческие закупки) | 2019 | 13 | 18.7 | 22 | 27 | 154 | 353.3 | 17 | 142 | 120 | 98 | 326 | 639 |
2020 | 21 | 15.4 | 11 | 10.6 | 98 | 332.4 | 7 | 57.2 | 22 | 114 | 159 | 529.6 | |
Государственные + коммерческие | 2019 | 150 | 232.2 | 43 | 35 | 154 | 353.3 | 31 | 179 | 139 | 105 | 518 | 904.5 |
2020 | 136 | 268.3 | 25 | 14.3 | 98 | 332.4 | 16 | 96.7 | 36 | 123.2 | 311 | 834.9 |
Из таблиц видно, что в 2020 году существенно снизился оборот по типу «запросы котировок» и почти в 2 раза уменьшился оборот по типу «открытый конкурс». Вероятная причина в том, что в 2018 изменился 223 ФЗ и заказчикам разрешили в итогах конкурентной закупки не указывать имена победителей конкурса. Мы перестали удивляться, читая протоколы закупок, которые обрываются на самом интересном месте.
Особенности госзакупок
Путем сплошной выборки оценочных критериев в закупках из нашей базы мы проанализировали критерии выбора поставщиков. За последние пару лет ничего не изменилось, тендерная система устоялась. В госсекторе как главный критерий традиционно лидирует цена, а в коммерческих закупках цена составляет чуть меньше половины веса. Остальное — качество, тест, опыт, кадровый состав и так далее.
-
Государственные закупки:
— цена — 96 %;
— цена + квалификация (опыт, кадры, МТР, качество (тест), финансовая стабильность компании) — 4 %.
-
Коммерческие закупки:
— цена — 41 %;
— цена + квалификация (опыт, кадры, МТР, качество (тест), финансовая стабильность компании) — 59 %.
Крупнейшие клиенты и поставщики
Ниже представлены списки крупнейших заказчиков за исследуемый период. Стоит обратить внимание на столбец таблицы «Средний процент снижения», где указан процент снижения по тендеру. Ноль означает, что тендер, скорее всего, проведен по принципу выбора единственного поставщика, то есть без торгов.
ТОП – 10 крупнейших заказчиков за 2019 год
№ | Заказчик (наименование) | Объем, руб. | Кол-во тендеров | Средний процент снижения цены | Тип закупки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» | 61 900 000,00 | 2 | 0,00 | 223-ФЗ |
2 | Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России» | 39 736 400,00 | 2 | 0,00 | 44-ФЗ |
3 | Акционерное общество «РУСАТОМ ОВЕРСИЗ» | 37 500 000,00 | 1 | 16,67 | 223-ФЗ |
4 | Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский центр международного сотрудничества» | 28 473 699,98 | 9 | 0,31 | 223-ФЗ |
5 | Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» | 26 074 746,49 | 1 | Недостаточно данных | 223-ФЗ |
6 | Акционерное общество «Атомстройэкспорт» | 19 154 822,23 | 4 | 0,00 | 223-ФЗ |
7 | Акционерное общество «Русатом Энерго Интернешнл» | 16 300 000,00 | 1 | Недостаточно данных | 223-ФЗ |
8 | Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации | 15 857 100,00 | 9 | 0,00 | 44-ФЗ |
9 | Акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» | 15 600 000,00 | 1 | Недостаточно данных | 223-ФЗ |
10 | Акционерное общество Инжиниринговая компания «АСЭ» | 15 512 043,53 | 1 | Недостаточно данных | 223-ФЗ |
ТОП – 10 крупнейших заказчиков за 2020 год
№ | Заказчик (наименование) | Объем, руб. | Кол-во тендеров | Средний процент снижения цены | Тип закупки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы» | 19 279 578,72 | 1 | 0,00 | 44-ФЗ |
2 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» | 10 490 000,04 | 1 | 0,11 | 44-ФЗ |
3 | Следственный комитет Российской Федерации | 10 000 000,00 | 3 | 0,00 | 44-ФЗ |
4 | Министерство юстиции Республики Дагестан | 9 492 510,95 | 4 | 84,90 | 44-ФЗ |
5 | Генеральная прокуратура Российской Федерации | 9 000 000,00 | 1 | 0,00 | 44-ФЗ |
6 | Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | 8 744 550,00 | 5 | 38,40 | 44-ФЗ |
7 | Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | 6 780 000,00 | 4 | 0,00 | 44-ФЗ |
8 | Министерство здравоохранения Российской Федерации | 5 000 000,00 | 1 | 0,00 | 44-ФЗ |
9 | Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» | 4 512 568,00 | 1 | 0,00 | 44-ФЗ |
10 | Фонд социального страхования Российской Федерации | 4 257 500,00 | 1 | 0,00 | 44-ФЗ |
Поставщики
Крупнейшие поставщики в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ за 2020 год – по данным выборки
№ | Поставщик (наименование) | Объем, руб. | Кол-во тендеров | Средний процент снижения цены |
---|---|---|---|---|
1 | Общество с ограниченной ответственностью «Нижегородское предприятие Аваллон Лимитед» | 28 442 800,00 | 1 | 0,00 |
2 | Общество с ограниченной ответственностью «Авилекс» | 19 279 578,72 | 1 | 0,00 |
3 | ООО «Проф Лингва» | 14 997 734,48 | 6 | 2,76 |
4 | ООО «Аурапро» | 11 293 600,00 | 1 | 0,00 |
5 | ООО «Сфера» | 10 490 000,04 | 1 | 0,11 |
6 | ООО «Славист» | 9 250 000,00 | 2 | 0,00 |
7 | Бородин Антон Александрович | 9 120 491,33 | 6 | 8,03 |
8 | Дагестанская региональная общественная организация «Ассамблея развития гражданского общества» | 7 371 575,22 | 3 | 84,36 |
9 | Акционерное общество «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» | 5 414 550,00 | 2 | 50,00 |
10 | ООО «Глобал Сервис Поинт» | 5 000 000,00 | 1 | 0,00 |
Снижение цен
Большая часть тендеров (по количеству и по сумме) прошла без снижения относительно начальной (максимальной) цены (НМЦ). Скорее всего, это тип тендера «закупка у единственного поставщика». Крупные объемы тендеров со снижением цен от НМЦ 1—2 % и 15—20 %. Также есть тендеры, где снижение цен от НМЦ превысило 80%.
Снижение цены, % | Кол-во контрактов | Объем контрактов, руб. |
---|---|---|
0 | 282 | 417 361 952,19 |
0—1 | 6 | 6 655 992,67 |
1—2 | 6 | 40 470 653,00 |
2—3 | 2 | 2 390 000,00 |
3—4 | 3 | 6 920 088,00 |
4—5 | 3 | 1 042 274,78 |
5—6 | 4 | 7 170 780,00 |
7—8 | 3 | 5 512 160,00 |
8—9 | 2 | 2 465 700,00 |
9—10 | 1 | 2 007 194,00 |
10—11 | 3 | 8 764 424,00 |
11—12 | 1 | 355 406,59 |
12—13 | 2 | 2 918 600,00 |
15—20 | 15 | 50 555 276,34 |
20—25 | 6 | 15 881 010,04 |
25—30 | 11 | 19 281 154,65 |
30—35 | 10 | 15 518 885,00 |
35—40 | 9 | 8 519 168,38 |
40—45 | 4 | 8 324 984,00 |
40—50 | 4 | 633 700,38 |
50—60 | 10 | 1 391 762,19 |
60—70 | 9 | 3 378 661,47 |
70—80 | 7 | 4 190 352,57 |
80—90 | 4 | 1 743 373,54 |
90—100 | 2 | 207 530,00 |
Заключение
Представленный краткий обзор носит исключительно информационный характер. Практически не отраженный здесь в силу конфиденциальности объем тендеров военно-промышленного комплекса, по нашим предположениям, соизмерим с теми, что находятся в открытом доступе.
Каждый год появляются отдельные интересные тендеры с непредсказуемым финалом: это могут быть и снижение цен до 80 % от начальной, и нереальные условия выполнения большого объема перевода в очень сжатый срок, отмена конкурса в последний момент и другие казусы. Скучать не приходится.
Результаты, отраженные в статистике, показывают, как минимум то, что наша отрасль — живая и активно развивающаяся, со стабильной ежегодной востребованностью переводов.
Комментарии